Звуки коридоров Гравюры Оттиски слов Двери Фойе Ключник

Колокольный звон - символ грома небесного

Картина Андрея Мунтяна



Этот остров, где каждый шаг,
словно колокол рвет небеса…

Звон колоколов, вплетаемый в музыкальные композиции, захватывает и будоражит. И эти впечатления далеко не беспочвенны. Вплетение в композиции «Интересно» группы Пикник, Moon Far Away «A Scorpion Domain» и шестнадцатиминутная «The Wall Of Sacrifice» Death In June…

Колокола и колокольцы представляют собой чудовищную силу. Начиная от колоколов соборов, заканчивая колокольчиками на шапках у паяцев и шутов. У тех, и у других есть инструмент «повеления», но, в сущности, он повелевает и теми, кто обладает «зовом колоколов». Заставляя наполниться силой небес или же приказать телу пуститься в захватывающую пляску…

В настоящее время проводятся и так называемые фестивали колокольной музыки, когда собираются звонари и делятся мастерством. Такие мероприятия почитаются или одними, как источник наслаждения, или как нечто «противозаконное», с точки зрения служителей церкви, считающих смысл колоколов и их звона - служить божественной воле.

Вера в то, что при помощи удара в колокол, колокольчик, барабан можно избавиться от нечистой силы, присуща большинству религий древности. На сегодняшний день это сохранилось у шаманов, синтоистов, буддистов, служения которых невозможно себе представить без бубнов, колокольчиков и колоколов.
Таким образом, использование колокольного звона в ритуальных и магических целях уходит корнями в далекое прошлое и характерно для многих первобытных культов.

Первое упоминание на Руси в летописи о колокольном звоне относится к XI веку. Древнейший предок колокола — било — представлял собой деревянный или железный брусок. В древности разные народы изготавливали бубенцы, колокольчики и небольшие колокола. С помощью одних колдуны и шаманы выполняли магические функции, другие использовались как сигнальный инструмент.

Первый удар колокола, по поверьям Малороссии, приводит бесов в оцепенение, при втором ударе они в смятении бросаются во все стороны, а при третьем - исчезают.
Колокольному звону народ приписывает способность возбуждать усопших от их непробудного сна... Признавая за колокольным звоном оживляющую силу, наши крестьяне признают за ним и силу целебную, точно так же, как и за громом.

С целью изгнать враждебных и злых духов во время грозы (как свидетельствует Обри в "Miscellanies") били в колокол Св. Альдгельма в аббатстве Малмсбери. Бэкон "Естественной истории": "Некоторые считают, что громкий колокольный звон в многолюдных городах отгоняет молнии и очищает зараженный воздух. Все это может быть результатом простого сотрясения воздуха".

Очень много лет подряд накануне Праздника Тела Христова хористы в белых одеждах поднимались на колокольню Даремского Собора и пели "Те Deum". Эта церемония была учреждена в память о чудесном спасении от пожара, случившегося в эту ночь в 1429 г. Монахи в полночь служили мессу, когда в колокольню внезапно ударила молния. Пламя бушевало 48 часов, но башня избежала серьезных повреждений и колокола остались целы. Чудо было приписано вмешательству Св. Катберта, мощи которого хранятся в соборе. Согласно русским народным поверьям, колокольный звон обладает особой магической силой. "Нечистые духи и ведьмы, по народному верованию, боятся колоколов и, заслышав их звон, улетают как можно дальше»

В Китае "главным инструментом для производства шума, пугающего бесов, является гонг. В самом деле, эта круглая медная тарелка, завоевавшая такую широкую известность, стала едва ли не самой характерной чертой Китая; ее гудение изо дня в день оглашает всю империю, в особенности летом, когда повышение смертности вызывает усиленную борьбу с дьяволами. Благотворное действие гонга усиливается еще звоном цимбал и трескотней деревянных, обтянутых кожей барабанов».



Руководитель школы звонарей Свято-Троицкого Кафедрального собора диакон Димитрий Бажанов (звонарь): колокольный звон рано произвел на меня впечатление. Я услышал его у композиторов, которые вводили в состав своих опер колокольный звон: Римский-Корсаков, Чайковский, Мусоргский... И для меня звонарь был особой фигурой, которая является творческим человеком и которого слушают все люди. Когда я впервые услышал звон колокольный, он меня пленил, и я решил, что это, конечно, не цель моей жизни, но один из неотъемлемых атрибутов. В миру это называется хобби. Первоначально задача была научиться звонить красиво, чтобы слышно было, что не кто-то там бренчит. Например, самый сложный звон - трезвон, или красный звон - там должны быть задействованы все ноги и руки, голова, естественно. Звонарь для меня - это был такой человек, который творит чудеса. Это не просто ударяется язык о колокол - это особая, в первую очередь, проповедь.


Легенда Двух Колоколов
(в подтверждение одухотворенности колоколов)
"Раз, везли два колокола, вылитые на одном и том же заводе. При переправе один колокол утонул, не смогли вытащить. Повесили второй колокол. Но звуки его были печальны; в них ясно можно было расслушать слова: "Брат Кондрат на дне лежит, а мне Бог не велит"





____________________________________________________________________________
Написано с использованием материалов:
http://catalog.booksite.ru/localtxt/fre/zer/frezer_d/fol/klor/folklor_v_vethom/28.htm
http://www.token.ru/217.shtml
http://www.ateism.ru/chrismas/oparin01.htm