Звуки коридоров Гравюры Оттиски слов Двери Фойе Ключник
Знай свое имя

Имя - это больше, чем знание. Выражает суть, то, что внутри.

Часто загадку имени называют герменевтической тайной.

В переводе Нового Завета часто встречается употребление слова «имя» в вин., твор. и местн. падежах. Это значит, что во всех этих случаях имя выступает как орудие, при помощи которого совершаются разнообразные действия: во имя, именем, о имени можно пророчествовать, общаться, крестить, напоить водой, проповедовать, веровать, просить, изгонять бесов, творить, получать жизнь, отпущение грехов, принимать укоры и страдания. Возникает вопрос: вследствие чего имя может быть орудием столь обширного круга действий?

В "Материалах" И.И.Срезневского указаны такие значения этого слова: 'nomen', 'название', 'слово', 'имя существительное' (I,1097-1098). В Сл РЯ ХI-ХVII вв.: 'имя (человека)', 'название (географическое, этническое, религиозное и др.)', 'громкое имя, слава', 'чин, звание', 'имя существительное' (6,231-232). В "Словаре Нового Завета" В.Бауэра даны такие значения слова: 'имя', 'звание', 'лицо, человек', '(громкое) имя, репутация, слава', 'должность, пост' (Bauer 1157- 1162). Выражения типа - во имя этот автор толкует как "с призыванием, провозглашением Имени"; в частности, Лк 1,17 он переводит и толкует так: "... и бесы повинуются нам при провозглашении (bei Anrufung) Твоего Имени" (S.1160).

Согласно одной этимологической версии, имя, праслав.*jьmen- "восходит через *nmen-(с диссимиляцией) к и.-е. *en-men-, куда относятся также др.-прусск. emmens, emnes, алб. emen, emer, др.-ирл. ainmn, мн. anmann"(ЭССЯ 8,227). Реконструкция и.-е. праформы *en-men- "позволяет увидеть в ней образование от и.-е. *en- 'в, внутри'. <...> Реконструируемая при этом семантика - 'имя' как 'возлагаемое', resp. 'влагаемое' - производит впечатление значительной древности" (ЭССЯ 8, 228). Согласно другой этимологической версии, имя происходит от "и.-е. *genэ- 'знать'" (ЭССЯ 8,228). Эту версию развивал П.А.Флоренский: "Имя - от зна-. Тут - понятие познания, апперципирования объекта путем отметы его, наложения знамения, знака". "В русском языке от корня зна- оставалось в слове имя только з, да и то в преобразованном виде, как придыхание йНо это-то, чуть слышное дыхание в начале слова, этот легчайший гортанный, даже не звук, а призвук, выдает нам, что имя и по структуре, и по корню совершенно то же, что знамя, но только понятия знания, содержащееся в имени и в знамени, дифференцировалось, сохранив в имени наиболее абстрактный и деятельный оттенок своего смысла, а в знамени - наиболее конкретный и предметно законченный". В этом случае имя родственно греч. лат. cognosco 'познавать'.

В акте познания встречаются две энергии: энергия объективной сущности, эйдоса и энергия инобытия, меона, познающего субъекта, и всякое имя есть результат их взаимодействия. Однако в конкретном случае акцент может быть сделан или на той, или на другой энергии: в первом случае это означает стремление к объективной точности, во втором - к оригинальности выражения, особенно в некоторых поэтических направлениях вроде футуризма. Так вот, первая этимологическая версия связывает имя с энергией эйдоса: эйдос отождествлен здесь с тем, что есть в, внутри вещи, поэтому имя - это больше, чем знание, хотя бы и сути вещи, имя - это проводник духовной энергии эйдоса, которая благодаря имени проникает из мира чистых смыслов в наш мир и действует в нем. Вторая же этимологическая версия связывает имя с энергией инобытия, познающего субъекта: имя - это отметина, налагаемая субъектом для отличения этой вещи от всякой другой; такая отметина, знак, знамение есть, конечно, уже и какое- то знание вещи, но такое отличие может быть сделано и по внешнему, отнюдь не существенному признаку вещи; такое знание уже не может быть проводником энергии сущности.

В библейских текстах слово прежде всего обозначает сущность, чаще всего – божественную. Т.е. слово имя можно заменить на прямое обозначение.



ОНИ ВСПОМНЯТ ТОГДА О СЕБЕ САМИХ

Наречение прежним именем означает сохранение прежней сущности. Тогда как переименование же означает изменение самой сущности, обретение новой сущности. Открыть имя значит открыть сущность.

Когда Моисей спросил Бога о Его имени, чтобы возвестить его своему народу и чтобы народ поверил Моисею, Бог сказал: (Исх 3,13-15). Причастием сый от глаг. быти передано евр. Ягве: "Иегова, еврейское Ягве, от глагола гайа - быть, взятого в 1-ой форме, означает личность самобытную, абсолютно и независимо от чего-либо существующую (Сущий). Понятие о такой личности выражено дважды употребленным личным глаголом ehjeh = я есмь. Они соединяются местоименной связкою для указания на то, что единственная самодовлеющая причина бытия этой личности заключается в ней самой. Вследствие безусловной самобытности Иегова является в Своих действиях всегда Себе равным и неизменным, на слово Его можно и должно полагаться". Когда же Иаков спрашивал об имени боровшегося с ним, ангел, в виде которого явился Бог, ответил: (Быт 32,29), тем самым указывая на непостижимость для твари собственной сущности Творца, поэтому Он открывает свою сущность в ту меру и в таких именах, которые человек в состоянии уразуметь, вследствие чего божественная сущность, оставаясь непостижимой, не остается несообщаемой человеку..

Имя как сущность онтологично, оно - есть. Причем, если речь идет об имени человека, оно обладает едва ли не большей реальностью, чем сам человек. Леденящим душу ужасом веет от слов: (Втор 29,20) - имя человека, который будет похваляться, что будет счастлив, несмотря на то, что будет жить по произволу своего сердца.

Уничтожение имени поставлено в один ряд с уничтожением капищ, столпов, священных рощ, изваяний языческих богов, что указывает на безусловную онтологичность имени, причем онтологическая реальность имени даже более реальна, чем реальность ее носителя: физическое уничтожение плоти не означает уничтожения сущности, уничтожение же имени есть уничтожение самой сущности, ее уход в абсолютное небытие; иначе непонятно, почему нужно говорить об уничтожении имени, а не его носителя; носитель же - это временное местопребывание в принципе вечного имени, если только Господь не обратит его в ничто.

ПОМНИ, ЧТО ПРОШУ Я - ИСПОЛНИ.

Силой, сохраняющей имя во времени, а может быть и в вечности, является память: "Памятование Богом имен значит вечное существование этих Я, а окончательный разрыв с бытием равносилен забвению Богом имени или уничтожение его в Книге жизни". Имя - действенная сила, вопрос только в том, чья это сила. Например, Имя Божие есть сам Бог и потому в инобытии оно выражается не только как сущность, память и сила, но и как высшая святыня. Т.о. в библейских текстах имя имеет следующие семемы: 1. сущность (эйдетическая семема), 2. память (мнемоническая семема), 3. сила (энергическая семема), 4. святыня (иератическая семема), 5. заповедь (номотетическая семема).

МЫ ПРИДУМАЛИ ВЕТЕР И СЕБЕ ИМЕНА

Одним из трудных для толкования случаев употребления слова имя является сюжет о построении Вавилонской башни. Башня строится людьми для того, чтобы сотворить себе имя. По словам толкователей, строительство столпа потомками Хама было предприятие преступное и опасное, "преступное потому, что вытекало из гордости, граничившей с самонадеянностью и отвержением Бога, и опасное потому, что исходило из среды проклятого и неблагословенного потомства Хамова. Успех его в этом деле мог пагубно повлиять на остальные народы и таким образом заразить и их преступной самонадеянностью и нечестием".

) значит утвердить свою самость, свое бытие как абсолютное, независимое ни от чего, и даже от Бога.

НЕЛЕГКО ОТКЛИКАТЬСЯ НА ВСЕ ИМЕНА

Первыми словами на земле были имена собственные. Они нужны для того, чтобы выделить, отметить одного человека в толпе людей. По имени окликают человека. Но не все на земле считают, что свое имя нужно оглашать каждому, кто о нем спросит. Например, у некоторых племен Африки существовал обычай скрывать имена, особенно от чужестранцев. В Эфиопии мать не звала своих детей по имени. В индийских семьях даже муж и жена обращались друг к другу иносказательно. Эти люди верили, что имя человека – эквивалент его души. Чем дольше оно сохранится нетронутым, тем дольше будет жить человек. Считается, что стереть имя покойного с гробницы – величайшее преступление. Чтобы этого никто не мог сделать, в Древней Греции, например, имена вырезали на свинцовых дощечках, которые бросали на дно залива. Индейцы навахо верили, что имя человека служит источником его счастья и сил, и старались не произносить его без лишней надобности, так как оно, по их мнению, изнашивается. Поэтому настоящее имя они держали в секрете, а пользовались прозвищами.