|
Moon Far Away
Все бездарные музыканты бездарны одинаково. Все талантливые музыканты талантливы по-своему: Перефразируя цитату Льва Толстого , ее можно в полной мере отнести к самобытнейшей архангельской группе MOON FAR AWАY и музыке ее лидера Алексея Шептунова.
Тем не менее , про второй альбом MFA 'SATOR' говорить трудно: Трудно потому , что постоянно кажется , что из-за многоплановости его концепций и насыщенности музыкальных пластов упускаешь или недопонимаешь чего-то: Что-ж , таким , наверное , и должно быть чувство от любой большой и по-настоящему выдающейся работы - трудно охватить ее взглядом , трудно понять с одного прослушивания , невозможно слушать , не настроившись 'на одну волну' с ее настроением.
Огромное количество музыки , выходящее сейчас на музыкальном рынке , имеет странное свойство: она воспринимается как-бы 'условно'. Наряду с ощущением таланта музыкантов многое производит ощущение любительства. Особенно это относится к мелодическим линиям - всегда тягостно от топчущейся на месте вокальной линии , или бездумно , формально следующей за гармонией басом. Очень приятно , что 'SATOR' можно слушать на полном серьезе , без условностей. Не имея возможности давать суждение о глубине символики альбома и его философских концепций ( а только лишь чувствами понимая их:), могу сказать о мелодических плюсах этой работы. На диске MOON FAR AWAY нет ни одной вымученной или коряво звучащей мелодии , музыка дышит , она льется , она абсолютно естественна. Это огромное достоинство!
Альбом начинается - и сразу словно попадаешь в восточный магазин. Полумрак , звоночки -колокольчики где-то в глубине комнаты , дурманящие ароматы , спокойствие и неспешность: Эта тональность настроения и является определяющей во всем настроении 'SATOR'. По-славянски ладово и светло звучит 'Гимн' (чудо-мелодия , очень выразительный , гармонирующий с музыкой вокал). Вертикально вздымаются вверх 'Architects Of Immortality'. Покоряет мелодизм 'Schlaflied'. Холодком камня готического собора веет от полумрака 'Dezember Der Zeiten'. Изумительно настроение в том эпизоде этой композиции , где после женского , похожего на мужской контратенор , вокала , звучит латинский текст , из которого можно разобрать только 'Domine Deus', но зато как удивительно ярко складывается образ!
Если вдруг когда-нибудь кому-то придет в голову сделать альбом 'музыкальных иллюстраций' к 'Розе Мира' Даниила Андреева , то завораживающий , недобрый , сдавленный 'A Scorpion Domain' без сомнения найдет место в этой панораме. Словно попадаешь на одномерное Дно нашей планетарной системы , уходящее инфрабагровой линией к средоточию таких же демонических днищ галактики. Средоточие это находится в альфе Скорпиона - звезде Антарес; недаром ее зловещее (красноватое и в нашем слое , как и в инфракрасном космосе) мерцание издавна вызывало тревогу и ассоциировалось со всем темным: Тягучий ритм , хроматически сгущенная ладовость и жутковатый , словно прорвавшийся через преграду танец в конце трека производят очень сильное , и , главное , правдивое впечатление.
'SATOR' имеет свой особенный временной пульс , свою скорость течения. Все композиции довольно длинные , но с самого начала внутренние часы слушателя словно переключаются на такое течение времени - и десятиминутный 'Elias Artista' слушается абсолютно естественно , незатянуто , и даже хочется еще , когда он заканчивается! А чуть более чем двухминутная 'To The Heaven Rhuanda' (время , которого 'Beatles' с лихвой хватило бы на полтора хита раннего периода) воспринимается как зарисовка , интерлюдия:
Диск содержит и загадки , или , по крайне мере , провоцирует вопросы. Почему 'SATOR' - то есть 'сеятель'? 'Hevelius' ? Связана ли 'To The Heaven Rhuanda' с африканской Руандой? Что за текст на латыни на 'Dezember Der Zeiten' , соседствующий со стихотворением Рильке? Это далеко не полный список вопросов , но за его бесполезностью прекращаю его.
Не знаю , оставалось ли бы от альбома такое ощущение 'северности', будь неизвестен факт , что создан он людьми с Белого моря , живущих лишь за пару сотен километров от Полярного круга. Не знаю: Но ощущение есть. Свежий соленый воздух , бесконечный белый свет летом , изнуряющая темнота зимой , камни и кричащие птицы , Россия и Европа , переплетенные как пальцы правой и левой рук , католицизм и православие: Спасибо за альбом , где главным и единственным credo художника является 'art for art's sake' - искусство ради искусства , а не желание понравиться массам.
А.Б., композитор, г.Москва
Глубокий сон сморил меня
Из сна теперь очнулся я:
MOON FAR AWAY. Название и произношение названия этого проекта обладают неким мистическим значением. Когда его произносишь , внутри сознания возникает соответствующий ему (названию) символ (образ , проекция ) , существующий отдельно от остального мира. В качестве примера подобных символов можно провести параллели с Tuxedomoon , Cocteau Twins , Эллада , Ренессанс , Декаданс - все это слова-символы , обладающие собственным 'ароматом' , 'вкусом'.
Альбом 'LADO WORLD' - одна из наиболее характерных работ (лучшим образом характеризующих) , реализованных ассоциацией Exotica , дебютировавшей в этом гооду как звукозаписывающая фирма. При этом на сегодняшний день Exotica является , пожалуй , лучшим независимым лейблом России ( и , вероятно , долго таковой еще пробудет). Здесь выходит очень грамотная , оригинальная и интересная инди (!) музыка (пусть не обижаются другие , но это не 'кирпичи' , 'сплины' , и прочие 'тараканы'). Заслуживает внимания также продуманная концепция и оригинальное оформление дисков.
MOON FAR AWAY - открытие ассоциации Exotica 1996 года. Сей проект , состоящий из трех лиц - Ash , Anea , и Heleg (последний не музыкант) и образованный в Архангельске осенью 1994 года , является скорее неким творческим объединением (духовным союзом) , а не просто групой. CD содержит слегка ремикшированное первое демо , плюс четыре новые вещи , (включая по-новому записанную Noch Einmal). Это своего рода квинтэссенция всего предыдущего творчества группы , подведение черты под их двухлетними изысканиями и экспериментами. Музыка , записанная на нем , электронная , стилистически ее можно обозначить как ethno-world ( хотя более правильно было бы ancient-world или даже квази-ancient-world , почему 'квази' - читайте ниже).
При прослушивании программы возникают ассоциации с творчеством Dead Can Dance ( к которым MOON FAR AWAY , на мой взгляд , очень близки) , музыкой Горана Брэговича , и даже Китаро и Afroditas Child (это касается отдельных композиций) , а также почему-то картинами И.Босха. Отличием MOON FAR AWAY от DCD является то , что музыка первых очень проста , минималистична , ( в чем-то даже созвучна P. Glass) , а также то , что DCD в большей или меньшей мере , но все-таки аутентичны , опираются на определенные традиции (обрабатывая их , синтезируя , - не это важно) , MOON FAR AWAY же являют собой пример очень грамотной стилизации. Слушая эту музыкy, можно почувствовать прикосновение античного Средиземноморья , ощутить дыхание моря , представить культовые мистерии , проникнуться мироощущением людей , принимавших в них участие. Именно так , как это видит Ash ( для чего , кстати , использована лирика Цицерона).
Связующей нитью всей работы является идея преодаления мрака , путь к свету. Eos Dance звучит как гимн свету ( по своей силе эта композиция оказала на меня воздействие , сравнимое разве что с 'Love Of Life' Swans). Кроме того , само название 'Мир Ладо' (Ладо - богиня мира у славян ) как нельзя лучше отражает идеи космополитизма и экуменизма (как в современном , так и в античном понимании этого слова) , заложенные в этом альбоме и являющиеся частью философии и мировоззрения участников MOON FAR AWAY. Музыка группы и мироощущение Ash лично мне показались очень близкими ( рекомендую всем , кто занимается философией , религиеведением и т.п., вас это может заинтересовать). Подводя же итог , скажу что , в принципе , такую музыку может записать любой мало-мальски грамотный (образованный ) человек , но такие встречаются в нашем обществе , к сожалению , крайне редко.
Я погибну , если ты завладеешь мной ,
Я верю - ты способна лишь разрушать.
Я знаю , ты должна посетить все живущее ,
И никто не может избегнуть твоего прихода.
Жизнь без тебя была бы прекрасной ,
Но и ты стоишь того , чтобы существовать.
MOON FAR AWAY , Der Tanz Des Trubsalendes
Боролдой МЕРГЕН , 'Музыкальная Газета' ,
г. Минск , Беларусь
|
|