Звуки коридоров Гравюры Оттиски слов Двери Фойе Ключник

Не двигайтесь, вы ведь из камня


«Не двигайтесь, вы ведь из камня
И дрожь вас не может спасти.
Поссорятся два великана,
Землю начнут трясти»



Система соотношений в творчестве Шклярского великан и лилипут/карлик – отражается в главах книги «И нет, и никогда не будет» Каге и Комо – Карлик гермафродит и очень высокий Колчеголовый Монстр. С одной стороны, всякому есть место в этом мире и, с другой, показанная структура со всевозможными «отклонениями» и разнообразием при этом.

На вопрос «Отчего такая "страсть" к различным "отклонениям от нормы" - велинаны, карлики и теперь лилипуты?» Пикники ответили, что это борьба за права лилипутов. Пусть их цирки запрещают в иных странах и городах - зато они живут в песнях.

И действительно, присутствие таких людей вплотную вплелись в неосязаемую ткань образов.

Если рассмотреть их в действии своего воплощения, то великан, правящий миром, обладающий всем с избытком, стремится найти покой в себе.

«Если б мне такие руки,
Руки как у великана.
Я б сложил их на своих коленях,
Сам сидел бы тихо, головой качая…»


В то время как карлик «Трясет головой» и при каждом движении головы оттопыренные уши постоянно дрожат.

Причудливо-вязкая форма описания двух противоположностей ведет к истории народов, их легендах и мифах.

«Карликов многое роднит с великанами (и те и другие относятся к классу тератологических существ, отличающихся от людей только величиной). В подавляющем большинстве мифологических сюжетов карлики и великаны практически не соприкасаются, в тоже время они легко взаимозаменимы. Если в греческой мифологии небо поддерживает великан, то в скандинавской - карлики. Те и другие могут выступать как мастера, как правило, обманываемые человеком или богом, хотя карлики обычно умнее великанов (в оппозиции «природа - культура» великаны ближе к природе, а карлики к культуре). И те и другие часто гибнут от руки богов.»

По сравнению с великаном – все остальные существа и предметы волей-неволей окажутся низкорослыми.
«Не двигайтесь, вы ведь из камня…»
Карлики, по преданию, боятся света - солнечный свет превращает их в камень (ср. Альвис в «Старшей Эдде»)


В мрачные времена Средневековья карлики ценились на вес золота. Всякий мало-мальски уважающий себя правитель должен был иметь при себе хотя бы одного. «Уже говорилось, что, кроме греческой философской культуры, арабы передали Западу научно практические знания и среди них алхимию».
"Золотым веком" карликов в Европе была эпоха Возрождения. Каждый двор, будь то королевский, княжеский или принадлежащий аристократу, настоятелю монастыря, попросту не мог обойтись без присутствия в нем карлика в роли придворного шута.

"Это счастье одному из ста,
И я готов поклясться головой шута"


Карлик-шут мог говорить, что хотел и когда хотел: такова была его привилегия. Временами исключительно едкие замечания глубоко задевали сознание господина, открывая правду, которую другие придворные и слуги не смели ему выложить. Поэтому, клятва головой шута - клятва лукавым и коварным существом, знающим людей лучше чем они сами, и обсмеевающим их. По сути, такая клятва имеет не большую ценность, чем это того заслуживает на самом деле.

"Таков был Каге - самодовольное ехидное существо"

Таким образом, отличаясь от человека только величиной, эти два мистических, с одной стороны, и реально существующих, с другой, существа показывают с какой легкостью можно принять позицию одного, и не отвергнуть состояние другого.



И в завершении небольшая заметка.
Оказывается, карлик – человек с нормальной головой и маленьким телом. В то время как, лилипут – гармонично мал полностью.
Так же карлики имеют репутацию лучших любовников, нежели обычного роста мужчины. Любовь к карликам при итальянских дворах граничила с манией.


Umbra_Luserna
26.09.04