Звуки коридоров Гравюры Оттиски слов Двери Фойе Ключник

Остров ветра

Флюгер




Если б мне такие крылья,
Что несли меня по свету.
Ни минуты не колеблясь,
Я бы вырвал их и бросил ветру.



Размышления на эту тему навеяла меня прогулка по старому городу Ростову на трамвае, по улицам Горького и Станиславского, когда каждый взгляд пролетающего мимо дома цеплялся за жестяной указатель на крышах. Конечно, это флюгер. Раньше, когда только начинали их сооружать, были распространены видения о том, что каждый отдельный ветер – это отдельный период в жизни. Вот почему говорят, «скоро ветер переменится». Ветер делился и классифицировался в соответствии со сторонами света и звездами.

От немецкого Flügel или голландского vieugel означает крыло. Сейчас флюгер – прибор для измерения не только направления, но и скорости ветра. Как оказалось, «флюгерная культура» в наши дни не забыта. Так, например, в Молдовии художник Марк Верлан стремится воплотить свою идею о проведении фестиваля, который будет сопровождаться выставкой флюгеров на крышах кишеневских домов, тем самым возродив древнейшее искусство. Верлан считает флюгер душой дома, которая обязательно должна быть установлена на фоне неба. В еврейском языке слово Ruah (ветер) означает также одновременно и «дыхание» и «дух», поэтому как понятна природа души, что является лёгким, затерянным ветром.

«По некоторым предположениям, флюгера появились в Голландии. Их устанавливали моряки для определения направления и силы ветра. На Руси изначально предшественник флюгера служил человеку тотемом - защитой его самого и его жилища. Например, в форме птицы с распахнутыми крыльями, готовой в любой момент оповестить хозяев о надвигающейся опасности. Петух же на шпиле был символом бдительности, причем, не только у славян: можно привести примеры петушков на Золотом Храме в Киото (ХIV в.) или на домах аборигенов в Южной Африке (Лесото). Есть они и поближе, например, на огромном соборе Петра и Павла в Риге - кованый петух-гигант вот уже три столетия стережет покой Латвии (копия его находится внутри храма). На куполах угловых башенок некоторых европейских домов, сделанных в форме старинных шлемов, встречаются трубачи, призывающие не терять бдительности».

А остров ветра существует и на самом деле. В Киеве, на Оболонском заливе ежегодно проходят фестивали «Весенние ветра» (http://soviart.com.ua/festivals/viter-2005/chronicle_r.html). Так в прошлом он был под названием «Ветроинспекция» :) Заканчивались процессы прощальным (ветреным) костром (ритуальным сожжением всего созданного за день). «Ветреные» развлечения - это праздник Свободного Духа, царствующего на энергетической границе между Западом и Востоком. Были и грандиозные ветреные лабиринты, с сопутствующими ему объектами.

В архивах фестиваля можно прочесть следующее: «Как мы помним, лабиринт - это сооружение без особого назначения, сконструированное так, что, попав в него, невозможно или очень тяжело выбраться назад. И поскольку много исследователей считают, что храмы, конструкция которых основанная на принципах лабиринта, были предназначены для проведения обряда инициации, то и наш лабиринт нужно символически рассматривать как долгую и трудную дорогу к познанию Истины и просветления - per aspera ad astra. Наш коллега Мирча Элиаде утверждал, что главной задачей лабиринта была охрана «центра», что прохождение его фактически считалось инициацией в святость, бессмертие и высшую реальность. С другой стороны, лабиринт можно рассматривать как приманку и ловушку для астральных сил, в нашем случае принесенных на крыльях ветра…»

Ветер по морю гуляет, и кораблик подгоняет. Можно и себя представить ветром, и нагонять волну, или что еще захочется. Но что тогда может стать личным флюгером? Что ж, будем жить - не тужить, с ветром дружить, не жалея мелькающих дней…

Umbra_Luserna


04.01.2006.