“БЕЛОВОДИЕ”
(с)2005 Moon Far Away
(p)2005 Shadow Play SPR 007
http://www.shadowplay.ru/
1. НА ЗОРЕ 5’28
2. СОБИРАЕТЦЕ ЛЮБЕЗНОЙ 2’20
3. ЖИТО ЖАЛА 3’48
4. ЦВЕТИКИ 3’52
5. НЕ ВЕЛИ ВЕТРЫ 7’05
6. ВОЛНА ШУМИТ 4’09
7. ЭКОЙ ВАНЯ 6’18
8. ИЗ-ЗА ГОР 2’30
9. [СМЕРТЬ] 4’18
10. ТЫ ВЗОЙДИ КРАСНО СОЛНЫШКО 5’38
11. КРУГ-КОЛЬЦО 5’40
длительность: 52’03
"Этим диском MOON FAR AWAY шлет земной поклон своим предкам, своему прошлому, всей русской культуре, хранящей вечные горние сокровища несмотря на агрессивное наступление чужих, разрушительных анти-ценностей.
Здесь собраны песни Беломорья, Русского Севера, как еще называют эту землю, сохранившую, благодаря силе духа своего народа, непроходимым болотам и лесам, неизменно встававшим на пути завоевателей, и святым заступникам, в наиболее чистом и первозданном виде русский фольклор и культуру изначальной России. Архангельская земля была и остается для нас предметом вдохновения и преклонения, мы питаемся ее соками - и посвещаем ей лучшее, что могут рождать наши руки и голоса.
И мы ничего не меняли в этих песнях, бережно собирая по крупицам отдельные фразы изначального гипертекста, Послания, полностью прочитать которое не удастся уже никогда. Мы лишь попытались воссоздать тот возможный звуковой контекст, который был - и остается - у этих ритуалов и этой лирики в иных, более свободных в своих формальных проявлениях измерениях бытия.
"Беловодие" - наш Обетный Крест, одновременно благодарность и залог дальнейшего следования своим духовным корням." Count Ash, Moon Far Away
Этот альбом записывался слишком
долго. Настолько долго, что я уже просто перестал верить
в то, что эта работа будет когда-нибудь завершена. Не
знаю, что именно всё-таки подстегнуло Алексея Шептунова
к тому, чтобы напрячь все свои силы, впрочем и не важно
это сейчас. Альбом записан, прекрасно издан сразу в двух
странах одновременно, поэтому дискутировать на тему, а
почему он не был записан, например, двумя годами раньше
мне кажется сейчас излишним.
Лично я воспринимаю творчество
Moon Far Away с изрядной долей предвзятости, мне
трудно быть объективным в силу целого ряда причин:
давности знакомства, постоянного наблюдения за процессом
создания тех или иных пьес, и ещё из-за того, что я
разделяю эстетические вкусы и пристрастия Алексея. Иными
словами музыка MFA просто не может мне не нравится.
Именно так оказалось и на этот раз. Отличнейшая,
замечательная пластинка. Поэтому даже как то неудобно
описывать свои восторги, вот почему я попросил
инициатора идеи по составлению точной дискографии
King Crmson - Sven’а Luelsdorff’а,
послушать «Беловодие» и сообщить своё абсолютно
непредвзятое мнение, а он вообще никогда раньше не
слышал MFA. И вот что
он написал.
"Первое, что хотел бы отметить -
это очень хорошие тексты. Я не специалист по фольклору,
и не могу сказать насколько они аутентичны, но тексты
серьёзные. И я исходил из того, что необходимо эти
тексты донести до слушателя (скажем западнику они могут
быть безразличны - он язык не знает, поэтому больше его
интересует музыкальность, а о чем это ему не понять).
Для нас - это содержательнейшие поэтические
тексты.
Далее - очень нормально - не
пережимая и не вдаваясь в театральщину эти тексты поются
- особенно
хорош женский вокал. На мой взгляд, мелодии и
голоса вокалистов - это основное в музыкальной части
этой работы. Очень красивы - "Жито жала", "Цветики".
Потрясающе сделана [Смерть]. Для меня эта
композиция - самая сильнодействующая на
альбоме.
А вот музыкальные электронные
звучания иногда, на мой слух, не совпадают с
мелодической темой вокала и текстов. Например, мне
кажется ритмика и электронная начинка "Не вели ветры"
неудачна. "Волна шумит" - мне это напоминает раннего
Клауса Шульце - но там вокала нет, там это по делу, а
здесь эти органно-электронные пассажи вредят
восприятию.
Резюмируя , скажу, что
практически всё, что связано с вокалом сделано очень
хорошо..., а вот некоторый перегиб в отдельных
композициях в электронном сопровождении в ущерб мелодике
вокальных партий (я перечислил их ранее) мне
представляется сомнительным достижением этого альбома. Я
бы с большим удовольствием послушал вокалы, притушив
инструментал. Ибо пение , как я уже написал, мелодично,
хорошее и несёт в словах глубокий смысл, смысл созданный
нашими предками."
Оказалось, что наши мнения почти
совпадают. Тексты мне тоже понравились, как раз именно
поэтому они приводятся ниже. Музыка, вокал – всё хорошо.
Но, что же мне всё-таки не нравится в «Беловодии»?
Во-первых, звук на пластинке. Ясное дело, что она звучит
лучше многих других достойных альбомов разных других
групп, и заграничных, и отечественных. Но, хотелось бы
чтобы эта музыка была записана и сведена качественнее, а
вовсе не на домашнем компьютере. Каждый раз когда я её
слушаю, то приходится самому как бы мысленно улучшать
звучание до необходимого уровня. Впрочем, голос записан
хорошо, хотя и несколько странно временами – так что я
даже не узнал с первого раза Настю, во как!
Во-вторых, несмотря на
великолепное оформление отечественного релиза в целом,
оно мне не понравилось своей концепцией, своими
«обетными крестами». Кресты – это Православие в первую
очередь, а музыка MFA ничего общего с Православием не
имеет, равно как и с Язычеством. Я её вообще воспринимаю
в полном отстранении от какого-либо религиозного
содержания. Это очень северная по своему содержанию
музыка, северная в том смысле, в котором я понимаю для
себя этот термин, иными словами – музыка нашего Поморья.
Такой она
была с самого первого альбома, такой она и
остается. И никакого совершенно отношения к готике!!
Запомните, Moon Far Away – это НЕ готическая группа, как её
очень любят представлять везде. И это не нео-фолк и не
нео-классика!
Причем тут вообще Готика в
отношении Moon Far Away хорошо определено в пункте VIII
творческого кредо группы:
В трактовке составляющих MOON FAR
AWAY персон, т.н. Готическое Искусство является духовной
субкультурой, в ярчайших своих проявлениях определяемой
уровнем дошедшего до наших дней изначального Знания - и
контркультурой по отношению к искусственно и тотально
насаждаемому Американскому масс-культурному стереотипу,
принципиально безликому и оторванному от ценностей
традиционных культур.
В своем истоке Готика –
современное проявление традиционного Европейского
мистического творческого сознания, понимающего искусство
как составляющую часть ритуального Служения, обогащенное
техническими достижениями эпохи Упадка и существующее в
реальности постмодерна.
Самому мне больше нравится
терминология от лэйбла Prikosnovenie –
heavenly, что
можно понимать как и восхитительная и как божественная и
как небесная, что, впрочем, тоже заявлено слегка с
перегибом. Так вот, по поводу крестов – ну не вяжутся
они никак даже с самим названием альбома. «Беловодие» –
такое хорошее слово, причем тут кресты?
Впрочем, французский диск
оформлен ещё хуже. Приятно конечно, что для оформления
Фредерик выбрал картину Игоря Антипина. Но, эта картина
рисовалась давно и совсем по другому поводу, так что на
обложке этого диджипака она смотрится несколько
аляповато, к тому же с цветопередачей там ребята
накрутили чего-то неправильного – отражающиеся в воде
купола церкви должны быть золотого, а не
кроваво-красного цвета!. Гораздо правильнее поступили в
Shadowplay –
поместили картину Игоря внутри коробки, прямо под
компактом.
Кроме этого, для своего издания
на Prokosnovenie Фредерик переставил местами некоторые
песни, а также совсем убрал последнюю «Круг-кольцо».
Наверное ему показалось, что в таком виде альбом будет
правильнее восприниматься западным слушателем. Не знаю,
не знаю…
Презентация альбома состоялась в
Москве 29 апреля, в Архангельске – вчера, 13 мая, в
Гостином Дворе. Народу у нас пришло не так чтобы много,
звук был хорошим, никаких мешающих восприятию
присутствий авангардистов не было и публика внимала
действу с завидным энтузиазмом, причём без фанатизма.
Это радовало.
АТ (14 мая 2005
г.)
НА
ЗОРЕ
На зоре
То было ль на зореньке
Так и на зоре
То было ль на утряной
Там девушка
Коровушку доила
Так и надоила
Молочко-то цедила
Процедила
Душу Ваню поила
Так и напоила
Уговаривала
Не жонись-ко се
Ты Ваня
С молодых-то
Годов
Так и если жонишсе
Спокаешсе!
СОБИРАЕТЦЕ
ЛЮБЕЗНОЙ
Собираетце любезной милой во
котомочку
Э-ой
Отправляетце да миленькой во
дорожечку
Как не в дальную, да милой во
печальную
Э-ой
Не далешенько, да жаль дружка
тошнешенько
Э-ой
Воротись-ко дружок миленькой
осенью ранешенько
Э-ой
Не воротиссе, так я ли-то помру с
тоски
Э-ой
Я со той ли то тоски да с горя со
кручинушки
Э-ой
Разорвется мое сердце все да
слезно плакучи
Э-ой
Все тебя ли дружок миленькой дома
дожедаючи
ЖИТО
ЖАЛА
Жито жала уколола
ножечку
Вересинка укажи
дорожечку
Вересиночка четыре
прутика
Уведут так не видать
рекрутика
Не видать-то не
видывати
Голоска его не
слыхивати
Уж ты дай передай
голосок
Через темненькой зелененькой
лесок
Во лесу-то есть
приталинки
На приталинках зеленые
лужка
На лужках цветы
цветаютце
К нашей Маше женихи
сватаютце
Уж вы сватайтесь не
сватайтесь
Одному кому достанусе
Не первому не
середнему
Своему Ване последнему
ЦВЕТИКИ
Цветики-цветочки
Лазоревы мои, ой
Что же вы цветочки
Невесело цвели
Что же вы цветочки
Невесело цвели, ой
Или вам цветочки
Дожди пали малы
Или вам цветочки
Дожди пали малы, ой
Лютые морозики
Шибко студены
Лютые морозики
Шибко студены, ой
На эти морозики
Выпал белой снег
На эти морозики
Выпал белой снег, ой
В темну осенну
Морозную ночь
В темну осенну
Морозную ночь, ой
Не дал мне со
миленьким
Подоле постоять
Не дал мне со
миленьким
Подоле постоять, ой
Тайных забавных
Речей поговорить
НЕ ВЕЛИ
ВЕТРЫ
Не вели ветры, не вели
ветры
Навеяли, да навеяли
Нежданы гости, нежданы
гости
Наехали, да наехали
Подломились,
подломились
Сени новые, сени
косясьчатые
Растопили, растопили
Чару золоту, чару
серебряную
Розгневили, розгневили
Красну девицу-душу
зарученную
На имя Анну, на имя
Анну
Ивановну, да Ивановну
Мне по вам сеням, мне по вам
сеням
Не хаживати, да не
хаживати
Мне по вам новым, мне по вам
новым
Не гуливати, да не
гуливати
Мне из той чары, мне из той
чары
Не пивати будет, не пивати
будет
Мне соловья, мне
соловья
Не видати будет, не видати
будет
Некому меня, некому
меня
Утром рано будить, рано
розвеселить
Мимо ту девицу, мимо ту
девицу
Шел удал молодец первобрачной
князь
На имя Иван, на имя
Иван-от
Васильевич, да
Васильевич
Сговорил-спромолвил,
сговорил-спромолвил
Таковы словеса, таковы
словеса
Не плач не тужи, не плач не
тужи
Красна девица-душа
зарученная
На имя Анна, на имя
Анна
Ивановна, да Ивановна
Я тебе построю, я тебе
построю
Сени новые, сени
косясьчатые
Я тебе вылью, я тебе
вылью
Чару золоту, чару
серебряную
Я у тя буду, я у тя
буду
Соловей во саду, во зеленом
саду
Я тебя буду, я тебя
буду
Утром рано будить, рано
розвеселить
Славен и был, славен и
был
Колокольной звон, колокольной
звон
Славна была, славна
была
У Ивана дочь, у Ивана
дочь
Славне того, славне
того
У Ивановича, у
Ивановича
Вышла на сени, вышла на
сени
На новые, да на новые
Вышнему Спасу, вышнему
Спасу
Молиласе, да молиласе
Вышнеи Спас, вышнеи
Спас
Да помилуй нас, да помилуй
нас
Помилуй нас, помилуй
нас
Да на всякой час, да на
милостлив
Мимо ту девицу, мимо ту
девицу
Шел удал молодец первобрачной
князь
На имя Иван, на имя
Иван-от
Васильевич, да
Васильевич
Говорил-спромолвил,
говорил-спромолвил
Таковы словеса, таковы
словеса
Сколько городов, сколько
городов
Я ни езживал, я ни
езживал
Сколько деревен, сколько
деревен
Я ни гуливал, я ни
гуливал
Эдакой девицы, эдакой
девицы
Не нахаживал, не
нахаживал
Сколь она статна, сколь она
статна
Она сколь хороша, она сколь
хороша
Лице-то у ей, лице-то у
ей
Будто белой снег, будто белой
снег
Щеки-те у ей, щеки-те у
ей
Будто алой цвет, будто алой
цвет
Брови-те у ей, брови-те у
ей
У черна соболя, у черна
соболя
Очи-те у ей, очи-те у
ей
У ясна сокола, у ясна
сокола
ВОЛНА
ШУМИТ
Волна шумит, волна
бушует
И пена ли бьется в
берега
На берегу сидит горюет
Рыбак морской, он слезы
льет
Его челнок разбило
бурей
Ветральную ветром
унесло
А в челноке была
красотка
Его ли да красавиця
жона
Куплю челнок, куплю я
новой
Ветральную сделаю я
сам
Не знай умру, не знай жив
буду
Но буду я плавать по
волнам
ЭКОЙ
ВАНЯ
Экой Ваня, разудала
голова
Сколь удала голова Ваня да твоя,
да
Сколь далеко уезжаешь от меня,
да
На кого жо оставляешь друг-та
меня, да
С кем я буду эту зиму зимовать,
да
С кем прикажешь лето теплое-та
гулять
Гуляй, гуляй, гуляй милая-то
одна, да
Я уеду, я уеду от тебя,
да
Не приеду года два.
Экой Ваня, да что наделал надо
мной, да
Оставляешь не солдаткой, не
вдовой, да
Оставляешь меня горькой сиротой,
да
Стыдно-ть стыдно, вдоль по
улочке-да пройти,
Еще стыдно ко суседушкам да
зайти, да
Постыдняе про здоровьице да
спросить.
Экой Ваня, разудала голова,
да
Сколь удала голова Ваня да
твоя
ИЗ-ЗА
ГОР
Из-за гор, из-за высоких
гор
Вылетали два стада
гусей
Первое стадо гусиное
Друго стадо лебединое
Отставала лебедь белая
От стада от лебединого
Приставала лебедь
белая
Ко стаду да ко серым
гусям
Уж вы гуси, гуси серые
Не щепите лебедь белую
Не сама я к вам
залетала
Принесло меня погодою
Да погодою осенную
Осенную полуденную
Принесли меня добры
кони
Добры кони Сергеевы
В развеселу
деревушечку
Во знакомую избушечку
Во столову нову
горницю
[СМЕРТЬ]
Куды срядилась-то, мила подружка
любовная,
Да по сегодняшнему-то полну дню
солнопесливому
Срядилась в легкое-то ты во
летнее платьице
Дак теперь уж не та-то ведь пора,
не то времечко
Не красна-то весна
солнопеслива
Да не теплое-то лето
угревное
Прошла темная-то осень
богатая
Да богатая-то она
листопадная
Да подскочила лютая-то зима да
холодная
Да со снегами-то она со
морозами
Да со великима-то она со
угрозами
Да подкосила-то тебя да
подрезала…
Уж не привелось проводить-то мне
тебя, мила родима сестричка
Как пристали скорби-то к тебе
болезни тяжелые
Дак уж тяжелы-то они
непереносливы
Уж не могла перенести-то
пережить
Не удалось проводить-то мне к
тебе приехать
Уж была бы легкой-то я птицей
поднебесной
Дак уж прилетела бы
Поглядела бы, как не пошли-то
твои скорбны резвые ножечки
Да не заподнимались-то белы ручки
опалые
Да не забилось-то твое ретиво
сердцо
В твоей белой-то груди
материнской
Дак уж повалилась на белую-то ты
скамейку тесовую
На тонкую да ты дощечку
дубовую
Да под белой-от ты саван
полотняной
Да под покров-то Пресвятой
Богородицы
Лежишь под оградушкой-то стенной
белокаменной
Да под новорубленым-то окошком
косисчатым
Да под светлой-то рамой
хрустальной
Лежишь в белом-то гробу во
тесовом
Да на срядном-то ты столе
белодубовом
Да на белой-то ты скатерке
забираной
Уж осталось мало-то поры тебе,
мало времечка
Денек-то к вечору
коротаитце
Часок-от по минуткам
подвигаетце
Минуточки-то бежат по
секундочкам
Да скоро не будет-то
тебя……
Да в твоем доме-то тепловитом да
гнездышке
Да во светлой-то новорубленой
комнате
Уж подгонены хороши-то кони
сторублевые
Да быстры-то рысаки
семитысячны
Да они с легкима-то самокатныма
саночками
Да повезут-то тебя во
последний-то путь во остатний
По широким-то пожням
раскосистым
Да по полям-то
хлебородным
За дикие-то болота
топучие
Да за темные-то леса за
дремучие
На окатанну-то гору на
высокую
Да на всемирное-то большущее
кладбище
Да уж положут в темную-то могилу
глубокую
Да зароют желтыма-то песками
сыпучими
Да все прошло-то теперь у тебя,
прокатилосе…
TЫ ВЗОЙДИ КРАСНО
СОЛНЫШКО
Ой да ты взойди-тко
взойди
Да красное солнышко
Ой да над горою взойди
Да над высокою
Ой, да тут плывет-то
гребет
Шлюпка легонька
Ой, да у ней нос-то
корма
Да позолочена
Ой, да на носу-то
стоит
Да есаул с копьем
Ой, да на корме-то
сидит
Да атаман с ружьем
КРУГ-КОЛЬЦО
Круг-кольцо
Катись колесо
На красно солнышко
На звезды в ночи
Источник: Журнал Нечеловеческой музыки "РЕЗУЛЬТАТЫ-ONLINE"
http://rezultat.atknet.ru